СТАТЬЯ "ROWEL" УМЕНЬШИТ ТРЕНИЕ"
Вашему вниманию предлагается обзор Пермской газеты "ЗВЕЗДА"
Общеизвестно, что прикамская промышленность в последнее время задышала, ожила. Но есть в нашем
регионе и предприятия, которые все последние годы бурных реформ крепко стояли на ногах,
развивались, осваивали новые перспективные товары и новые рынки их сбыта. К числу таковых,
безусловно, относится ОАО "Пермский завод смазок и смазочно-охлаждающих жидкостей" (ПЗСиСОЖ).
"Это наша с тобой биография"
Первую партию продукции завод выдал в декабре сурового 1941 года.
Фактически самого предприятия еще не было - работа велась в приспособленных помещениях на
кустарном оборудовании. Но абсолютно необходимую фронту и тыловой "оборонке" продукцию пермяки
освоили, как тогда было принято, в самые кратчайшие сроки.
В начале сорок третьего завод появился официально - в приказе Наркомата нефтяной
промышленности - и получил вместо названия "счастливый" номер - "семерку". Потом московские
начальники, возможно, решив, что пермякам хватает счастья и без того, присвоили заводу, напротив,
исключительно проблемный номер 13. Невзирая на эту "демоническую" цифру, завод продолжал работать
устойчиво и эффективно.
В 1970 году в экономике нашей страны произошло важнейшее событие: был пущен
супергигант отечественного машиностроения - тольяттинский "АвтоВАЗ". Состоящее, как известно,
целиком и полностью из комплектного итальянского оборудования, автомобильное производство ВАЗа
потребовало качественно новых смазок и смазочно-охлаждающих жидкостей, причем в огромных
количествах.
Проблема была настолько острой, что ею занялся лично зампред союзного Совмина,
председатель Госкомитета по науке и технике СССР, академик Владимир Кириллин. Он с горечью
констатировал: "По этой тематике мы отстали от Запада на полвека!" В "прорыв" были брошены лучшие
научные силы страны - НАМИ, Всесоюзный институт нефтепереработки, Киевский НИИ масел и прочие
обиталища технического интеллекта. В рекордные сроки, как когда-то в войну, были разработаны
принципиально новые виды пластичных смазок и эмульсолов. Освоить производство прогрессивной
продукции было поручено пермякам. Нефтемаслозавод (очередное название "тринадцатого") с этой
задачей успешно справился. А ВАЗ и до сей поры остается одним из крупнейших заказчиков завода.
Затем последовал пятнадцатилетний "ПНОСовский" период жизни предприятия, которое было включено в
состав молодого нефтехимического "монстра" Прикамья в качестве структурного подразделения.
В 1990 году ПЗС СОЖ выделился из "Пермнефтеоргсинтеза" в самостоятельное
предприятие, а пару лет спустя - акционировался. Контрольный пакет (51 процент голосующих акций)
оставило за собой государство, включив завод в список стратегических военных объектов. С 1994
года ПЗС СОЖ возглавляет его нынешний директор - опытный заводчанин Юрий Сайдаков.
"Работает как по маслу"
Сегодня на заводе трудятся более шестисот человек, выпускающих в год около 30
тысяч тонн пластичных смазок, легированных смазочных масел, охлаждающих и технологических
жидкостей.
Среди потребителей смазок и СОЖ - колоссы российской индустрии: ВАЗ, ГАЗ,
Заволжский моторостроительный завод, крупнейшие металлургические и трубопрокатные комбинаты
нашей страны.
На предприятии сохранен опытный и квалифицированный производственный коллектив,
создана грамотная команда высококлассных управленцев.
В России работают не много предприятий, подобных пермскому. Среди них ПЗС СОЖ -
не самое крупное, но самое авторитетное, как нынче принято говорить - "продвинутое". Сегодня
завод занял в своей отрасли лидирующее положение - и не в последнюю очередь потому, что изо всех
сил "двигает науку", тратя в год на научные изыскания не менее миллиона рублей.
Конференция признана удачной
После распада СССР основная научная база "смазочно-охлаждающей" индустрии
осталась на Украине. Заводу пришлось практически в одиночку стимулировать научные исследования
по своей производственной тематике в нашей стране. "Низовая инициатива" увенчалась успехом. К
работе подключились московские НИИ, мощные лаборатории "АвтоВАЗа", чебоксарские коллеги. На
самом заводе было "с нуля" создано научное подразделение - исследовательская группа и
эксплуатационная лаборатория.
Завод не таит свои производственные секреты. Все "ноу-хау" были представлены в
начале октября на созванной по инициативе завода конференции "Смазочные материалы в
промышленности и транспорте", которая прошла настолько удачно, полезно и конструктивно, что
"рискует" стать ежегодной.
Наш ответ "Квакеру"
На мой вопрос о соотношении качества пермских и зарубежных смазок и СОЖ один из
участников конференции - замначальника исследовательского управления "АвтоВАЗа" Сергей Титуренко
ответил предельно откровенно:
- Зарубежные смазки и охлаждающие жидкости пока несколько лучше отечественных.
Например, срок эксплуатации пермских эмульсий - от шести месяцев до года. Зарубежные аналоги -
"Кастрол", "Квакер", "Фукс" работают до полутора лет. Но что крайне важно - при этом продукция
пермяков почти на порядок дешевле! Так что соотношение "цена - качество" здесь явно в пользу
пермяков, и поэтому мы сейчас используем практически только их продукцию.
Как сказал главный технолог завода Алексей Полежаев, одним из основных
направлений работы предприятия сейчас является выпуск продукции на полусинтетической основе. Она
оптимальна в использовании, так как содержит меньше биологически активных веществ и легко
утилизируется. Последний аспект крайне важен - сегодня экологические требования к технологическим
процессам существенно ужесточены и пристально контролируются различными надзорными и
природоохранными органами.
Сегодня практически все продукты завода - импортозамещающие, позволяющие не
только продлевать сроки эксплуатации изношенного отечественного и зарубежного оборудования, но и
сэкономить их владельцам драгоценную валюту.
Прогрессивность новых технологий ПЗС СОЖ позволила заводчанам вплотную
приблизиться к этапу совместной работы с зарубежными производителями. Так, сегодня
прорабатывается проект создания совместного предприятия с немецкой фирмой "Фукс". Если замысел
удастся, то в результате обоюдных инвестиций появится совершенно новый продукт, полностью
соответствующий западным аналогам, который будет продаваться на рынках не только России и СНГ,
но и стран дальнего зарубежья.
От сапог до "тормозухи"
Завод смазок и СОЖ - предприятие уникальное по ассортименту товаров. С середины
восьмидесятых завод выпускает разнообразную обувь. Когда-то буквально навязанная партией и
правительством производственная тематика по ширпотребу сегодня отнюдь не выброшена за борт.
У наших автомобилистов в ходу другая продукция завода - антифриз "Тосол" и
тормозная жидкость "Нева". И хотя товары народные, их выпуск не сворачивается, а развивается.
Для индустриальных потребителей завод тоже расширяет гамму поставок. Освоены
новые виды жидкостей - и специальные высокотемпературные (для узлов повышенного трения), и так
называемые "рабочие тела" для различных гидросистем - например, "Лава", успешно применяемая в
угольных шахтах и разрезах Южного Урала и Кузбасса.
На упоминавшейся уже конференции помимо крупных потребителей присутствовали
посланцы около полусотни малых и средних предприятий со всех уголков России. И хотя некоторые из
них ставили технические вопросы, которые завод решил еще 20-30 лет назад (вот до чего людей
довела "феодальная раздробленность нашей экономики и отрыв от научных центров!), основная их
проблема заводом осознана и воспринята. Мелким потребителям нужны специальные смазки и жидкости
в "мелких порциях" - скажем, до пяти тонн в год. Сегодня удовлетворить эту потребность
невозможно: емкости производственных агрегатов завода - это огромные чаны от 4 до 10 кубов. Но
сегодня на предприятии разрабатывается новая установка "малосерийной" продукции, которая
приступит к работе в начале 2001 года. Так что задел на XXI век у завода имеется.
Как пришпорить "Rowel"?
С середины нынешнего года завод активно "раскручивает" свою новую
зарегистрированную торговую марку - "Rowel". Сегодня - это единый "брэнд" для всего
спектра продукции завода.
Причин для этого несколько. Во-первых, необходимо бороться с наводнившими
регион подделками, реализовать на правовой основе программу "Защищенное качество". Во-вторых, с
тех пор, как марка "Велс" стала принадлежностью ПНОСа, продукты завода остались без своего
оригинального названия (а без имени ни человек, ни товар жить не может). А в-третьих...
Гендиректор завода Юрий Сайдаков раскрыл нам тайный смысл новой марки:
- Хотя слово "Rowel" - синтетическое, специально придуманное, идейная основа в
нем имеется. "Rowel" по-английски - это колесико шпоры. Раз колесико - значит, без смазки оно
действовать не сможет, заржавеет, а кроме того - какое же дело у нас может "крутиться", если его
как следует не пришпорить?
Григорий ПАСТУХОВ
|